| ||||||
|
| |||||
Патриотическое воспитаниеДепартамент образования и науки Кемеровской области ГОУ НПО «Профессиональное училище № 22»
«Инновационный образовательный проект по формированию профессиональных и общих компетенций учащихся»
Автор и руководитель проекта: преподаватель «Автодело» Савинова Наталья Владимировна
Белово 2011 Образовательный проект, направленный на формирование профессиональных и ключевых компетенций учащихся «Формирование готовности к службе в армии учащихся по профессии «Автомеханик» через работу клуба «Военный автомобилист»
Актуальность: «Государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 г. В тексте основного документа, опубликованного на сайте правительства, отмечается, что «Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций»[1]. Ежегодно наше училище поставляет в Вооруженные силы РФ десятки квалифицированных водителей-автомехаников. Юношам по профессии «Автомеханик», предстоит проходить службу в Автомобильных ротах, обслуживать разнообразную военную автомобильную технику. Одной из важнейших ключевых компетенций учащихся является готовность исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. Практика профессионального обучения и воспитания свидетельствует о недостаточном развитии у значительного числа выпускников школ, поступивших в училище, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества. С другой стороны учащиеся выбравшие профессию «Автомеханика» имеют выраженный интерес к технике, в том числе и военной. Многие учащиеся пришли из семей, где профессия водителя – семейная традиция. Предполагается, что возможно воспитание компетенции готовности к воинской обязанности, защите Отечества через развитие интереса к профессиональной деятельности. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в рамках внеклассной работы клуба «Военный автомобилист», который бы мог стать одной из форм организации патриотического воспитания и формирования компетенции готовности исполнять воинскую обязанность с применением полученных профессиональных знаний в профессиональном училище. Идею создания клуба «Военный автомобилист» мне подсказала реальная ситуация из моей педагогической жизни. Многие мои выпускники служат водителями, автомеханиками. Присылают письма из армии, фотографии, цифровые видео. Эти материалы я использую на тематических классных часах к Дню защитников Отечества, Дню автомобилиста. Мероприятия вызывают живой интерес у обучающихся. Обсуждая идею создания клуба с учащимися, я поняла, что работа клуба не ограничится только полезной информацией о военной автомобильной технике. Здесь будут и встречи с выпускниками, и поисково-исследовательская работа, связанная с подвигами военных водителей. Предполагается дальнейшее становление социального партнерства клуба «Военный автомобилист» с Военным комиссариатом, патриотическими клубами города Белово. Сотрудничество с организациями города будет содействовать достижению единства взглядов на подготовку учащихся к службе в рядах Российской Армии. Паспорт проекта Название: Формирование готовности к службе в армии учащихся по профессии «Автомеханик» через работу клуба «Военный автомобилист» Автор и руководитель проекта: Савинова Наталья Владимировна, преподаватель «Автодело» Участники проекта: учащиеся 2-го курса по профессии "Автомеханик" Объект исследования: воспитание учащихся, готовых к служению и защите Отечества Предметом исследования: является процесс формирования компетенции готовности учащихся по профессии «Автомеханик» выполнять гражданский долг и конституционную обязанность по защите Отечества, службе в Вооруженных Силах России, с применением профессиональных знаний Цель проекта: разработка методики патриотической работы с учащимися в рамках факультатива «Военный автомобилист», направленной на развитие готовности выполнять гражданский долг и воинские обязанности, с применением профессиональных знаний Задачи проекта: · провести социально-педагогический анализ проблемы готовности молодежи к защите Отечества, службе в Вооруженных Силах России; · уточнить структуру и содержание процесса формирования готовности учащихся защищать государственные интересы Отечества, служить в современных условиях в Вооруженных Силах России; определить факторы и условия, влияющие на эффективность данного процесса; · дать педагогический анализ и оценку существующей практике подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, выявить наиболее эффективные направления и формы патриотического воспитания и особенности этой работы в Профессиональном училище; · создание модели патриотического воспитания учащихся на основе деятельности факультатива «Военный автомобилист» · осуществление взаимодействия с существующими патриотическими организациями города Белово Гипотеза исследования: Предполагается, что возможно воспитание компетенции учащихся по профессии «Автомеханик»: готовности к воинской обязанности, защите Отечества через развитие интереса к профессиональной деятельности в рамках работы факультатива «Военный автомобилист» Сроки реализации проекта: 2 года ноябрь 2011 – ноябрь 2013 г. Этапы реализации проекта:
1 этап: ноябрь 2011 – декабрь 2011 г.
2 этап: январь 2012 г. – май 2012 г. · Разработка учебной программы, тематического плана факультатива; · Подбор дидактических материалов; · организация поисковой работы;
3 этап: сентябрь 2012-декабрь 2013 г.
Оценка ожидаемых результатов.
Критериями результативности можно считать: · количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания;
Прогноз исследования.
Положительные стороны проекта: u в проекте предлагается новый подход к организации патриотического воспитания в ОУ через профессию «Автомеханик» u план действий по проекту реалистичен, выполним и обеспечен ресурсами u учащиеся получают навыки работы с ресурсами сети интернет u предполагаемый результат проекта является социально-значимым u проект предполагает «ветвление»: перспективу социального сотрудничества с ГВК и другими социальными структурами г.Белово в достижении единства взглядов на подготовку учащихся к службе в рядах Российской Армии.
Отрицательные стороны проекта: u большой объем работы участников проекта по организации деятельности клуба, на фоне основной учебной нагрузки Основные направления работы факультатива «Военный автомобилист» определены в соответствии с комплексной целевой программой патриотического воспитания и включают в себя следующие направления:
Структурными элементами этой работы являются: · ученические проекты о военной автомобильной технике, создание коллекции моделей «Военные автомобили» (возможно техническое творчество учащихся) · создание видеотеки «Военные автомобили» (на электронных носителях с использование ресурсов сети интернет) · создание сайта клуба «Военный автомобилист» для сетевого общения с единомышленниками
Следует отметить, что внеклассная познавательная и творческая деятельность положительно влияет на учение, вооружает навыками умственной работы, воспитывает, в том числе, ответственное отношение к порученному делу, рождает даже у слабых учащихся чувство уверенности в своих силах и познавательных возможностях, утверждает статус каждого подростка в коллективе.
Планируется участие в жюри конкурса инструкторов по вождению автомобиля ОУ, представителей военкомата города Белово, выпускников училища, работодателей, родителей учащихся. Подобные праздники уже являются традицией нашего училища. В рамках работы факультатива планируется выход этих мероприятий на новый уровень и развитие социального партнерства. Таким образом, профессионально организованная работа клуба «Военный автомобилист», являясь частью воспитательной системы в целом, окажет значительное влияние на формирование патриотических чувств учащихся.
| ||||||
| ||||||
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования. Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования». |