Персональный  сайт преподавателя ГОУ НПО ПУ-22

Савиновой Натальи Владимировны

 

Патриотическое воспитание

 

Департамент образования и науки

Кемеровской области

ГОУ НПО  «Профессиональное училище № 22»

 

«Инновационный образовательный проект по формированию профессиональных и общих компетенций учащихся»

   

 

по этой ссылке   можно перейти к странице клуба

"Военный автомобилист" на сайте ГОУ НПО ПУ-22

 

 

 

 

 

Автор и руководитель проекта:

                                                                            преподаватель «Автодело»

Савинова Наталья Владимировна

 

Белово

2011  

      

Образовательный проект, направленный на формирование профессиональных и ключевых компетенций учащихся

«Формирование готовности к службе в армии учащихся по профессии «Автомеханик» через работу клуба «Военный автомобилист»

 

«Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (Белинский В. Г.)

 

 

Актуальность: «Государственная программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 г. В тексте основного документа, опубликованного на сайте правительства, отмечается, что «Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации  обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций»[1].

Ежегодно наше училище поставляет в Вооруженные силы РФ десятки квалифицированных водителей-автомехаников. Юношам по профессии «Автомеханик», предстоит проходить  службу в Автомобильных ротах, обслуживать разнообразную военную автомобильную технику.

Одной из важнейших ключевых  компетенций учащихся является  готовность исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Практика профессионального обучения и воспитания свидетельствует о недостаточном развитии у значительного числа выпускников школ, поступивших в училище, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.

С другой стороны учащиеся выбравшие профессию «Автомеханика» имеют выраженный интерес к технике, в том числе и военной. Многие учащиеся пришли из семей, где профессия водителя – семейная традиция. Предполагается, что возможно воспитание компетенции готовности к воинской обязанности, защите Отечества через развитие  интереса к профессиональной деятельности.

При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в рамках внеклассной работы клуба  «Военный автомобилист», который бы мог стать одной из форм организации патриотического воспитания и формирования компетенции готовности исполнять воинскую обязанность  с применением полученных профессиональных знаний в профессиональном училище.

Идею создания клуба «Военный автомобилист» мне подсказала реальная ситуация из моей педагогической жизни. Многие мои выпускники служат водителями, автомеханиками. Присылают письма из армии, фотографии, цифровые видео. Эти материалы  я использую на тематических классных часах к Дню защитников Отечества, Дню автомобилиста. Мероприятия вызывают живой интерес у обучающихся. Обсуждая идею создания клуба с учащимися, я поняла, что работа клуба не ограничится только полезной информацией о военной автомобильной технике. Здесь будут и встречи с выпускниками, и поисково-исследовательская работа, связанная с подвигами военных  водителей. Предполагается дальнейшее  становление социального партнерства клуба «Военный автомобилист» с Военным комиссариатом, патриотическими клубами города Белово. Сотрудничество с организациями города будет содействовать достижению единства взглядов на подготовку учащихся к службе в рядах Российской Армии.      Паспорт проекта

Название: Формирование готовности к службе в  армии  учащихся по профессии «Автомеханик»  через работу клуба «Военный автомобилист»

Автор и руководитель проекта: Савинова Наталья Владимировна, преподаватель «Автодело»

Участники проекта: учащиеся 2-го курса по профессии "Автомеханик"

Объект исследования: воспитание учащихся, готовых  к служению и защите Отечества

Предметом исследования: является процесс формирования компетенции готовности   учащихся по профессии «Автомеханик» выполнять гражданский долг и конституционную обязанность по защите Отечества, службе в Вооруженных Силах России, с применением профессиональных знаний

Цель проекта: разработка методики патриотической  работы  с учащимися  в рамках факультатива «Военный автомобилист», направленной на развитие готовности выполнять гражданский долг и воинские обязанности, с применением профессиональных знаний

Задачи проекта:

·        провести социально-педагогический анализ проблемы готовности молодежи к защите Отечества, службе в Вооруженных Силах России;

·         уточнить структуру и содержание процесса формирования готовности учащихся  защищать государственные интересы Отечества, служить в современных условиях в Вооруженных Силах России; определить факторы и условия, влияющие на эффективность данного процесса;

·        дать педагогический анализ и оценку существующей практике подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, выявить наиболее эффективные направления и формы патриотического воспитания и особенности этой работы в Профессиональном училище;

·        создание модели патриотического воспитания учащихся на основе деятельности  факультатива «Военный автомобилист»

·        осуществление взаимодействия с существующими патриотическими организациями города Белово

Гипотеза исследования:

Предполагается, что возможно воспитание компетенции учащихся по профессии «Автомеханик»: готовности к воинской обязанности, защите Отечества через развитие интереса к профессиональной деятельности в рамках работы факультатива «Военный автомобилист»

Сроки реализации проекта:  2 года  ноябрь 2011 – ноябрь 2013 г.

Этапы реализации проекта:

 

1 этап: ноябрь 2011 – декабрь 2011 г.

  • анализ состояния проблемы;
  • библиографический поиск по проблеме;
  • анализ воспитательных возможностей факультатива «Военный автомобилист»  для патриотического  воспитания через профессию;
  • выявление и систематизация учебных материалов о военной автомобильной технике;
  • актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса, выпускников, родителей учащихся;
  • определение круга лиц для сотрудничества;
  • разработка программы деятельности.

2 этап: январь 2012 г. – май 2012 г.

·         Разработка учебной программы, тематического плана факультатива;

·         Подбор дидактических материалов;

·         организация поисковой работы;

  • создание творческих групп по направлениям деятельности факультатива;
  • разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности ОУ по патриотическому воспитанию с использованием возможностей факультатива.

3 этап: сентябрь 2012-декабрь 2013 г.

  • аналитический: мониторинг влияния деятельности факультатива «Военный автомобилист»  в экспериментальной  группе на формирование компетенции  учащихся;
  • формирование банка методических разработок по патриотическому воспитанию учащихся;
  • подведение итогов и анализ результатов.

Оценка ожидаемых результатов.
В ходе проектной деятельности предполагается получить следующие результаты:

  • разработка модели  патриотического воспитания учащихся на основе деятельности факультатива «Военный автомобилист»;
  • формирование комплекса методических разработок по формированию компетенции  учащихся к службе в армии, с применением профессиональных знаний;
  • подготовка учащихся и педагогов для реализации проекта;
  • освоение педагогами технологий  патриотического образования посредством интереса учащихся к профессии;
  • формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке воспитательной работы училища, направленной на развитие готовности защищать Отечество;
  • усвоение учащимися  патриотических ценностей  определяющих модель их жизненного поведения;
  • приобретение учащимися социального опыта и знаний по профессии автомобилиста;
  • освоение учащимися специфических приемов поисковой  деятельности.

Критериями результативности можно считать:

·         количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического  воспитания;

  • возросшую мотивацию педагогов к использованию факультатива «Военный автомобилист»  в учебно-воспитательном процессе;
  • рост интереса обучающихся к профессиональным знаниям, необходимым для службы в вооруженных силах РФ

Прогноз исследования.
     В ходе реализации проекта предполагается достижение поставленных целей. Факторами успешности проекта можно считать:

  • заинтересованность педагогической общественности ГОУ НПО ПУ № 22 в реализации идеи  факультатива «Военный автомобилист»  как эффективного средства воспитания патриотической компетенции  через профессиональные знания учащихся;

Положительные стороны проекта:

u в проекте предлагается новый  подход к организации патриотического воспитания в ОУ  через профессию «Автомеханик»

u план действий по проекту реалистичен, выполним и обеспечен ресурсами

u учащиеся получают навыки работы с ресурсами сети интернет

u предполагаемый результат проекта является социально-значимым

u проект предполагает «ветвление»: перспективу социального сотрудничества с ГВК и другими социальными структурами г.Белово

в достижении  единства взглядов на подготовку учащихся к службе в рядах Российской Армии.

 

Отрицательные стороны проекта:

u большой объем работы участников проекта по организации деятельности клуба, на фоне основной учебной нагрузки

Основные направления работы факультатива «Военный автомобилист» определены в соответствии с комплексной целевой программой патриотического воспитания и включают в себя следующие направления:

 

I . «Военные автомобили»,  которое ставит своей целью осуществлять воспитание  будущих защитников Отечества  на основе развития  интереса к военной технике, с применением профессиональных знаний.

 Структурными элементами этой работы являются:

·        ученические  проекты о военной автомобильной технике,  создание коллекции моделей «Военные автомобили» (возможно техническое творчество учащихся)

·        создание видеотеки  «Военные автомобили» (на электронных носителях с  использование ресурсов сети интернет)

·        создание сайта клуба «Военный автомобилист» для  сетевого общения с единомышленниками

II . «Дороги опаленные войной». Эта поисково-исследовательская работа связана с сохранением исторической памяти о подвиге военных водителей. Это направление формирует личность гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.

         Следует отметить, что внеклассная познавательная и творческая деятельность положительно влияет на учение, вооружает навыками умственной работы, воспитывает, в том числе, ответственное отношение к порученному делу, рождает даже у слабых учащихся чувство уверенности в своих силах и познавательных возможностях, утверждает статус каждого подростка  в коллективе.

III. «Кто хочет стать профессионалом? »   Это направление в работе факультатива нацелено на развитие коммуникативных навыков работы в команде, необходимых будущему солдату. Реализуется в проведении игровых конкурсов, в которых участвуют команды учащихся. Тематика мероприятий соответствует идее  клуба «Военный автомобилист».

Планируется участие в жюри конкурса инструкторов по вождению автомобиля ОУ, представителей военкомата города Белово, выпускников училища, работодателей, родителей учащихся.

Подобные праздники уже являются традицией нашего училища. В рамках работы факультатива планируется выход этих мероприятий на новый уровень и развитие социального партнерства.

Таким образом, профессионально организованная работа клуба «Военный автомобилист», являясь частью воспитательной системы в целом, окажет значительное влияние на формирование патриотических чувств  учащихся.

 

 

 

 [1] http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz